Условия в нашем ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной ) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остается расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребенка и на Протокол № 1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включенными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путем непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчет сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причем, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придется тратить свое драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2–3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идет о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которыми вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Доступность для детей с ОВЗ и детей – инвалидов

Образовательная деятельность
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах с указанием НОД, предусмотренных соответствующей образовательной программой-  Адаптированная образовательная программа  МАДОУ «Детский сад с.Маяк» —  реализуется. Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе соответственно адаптированнойобразовательной программе.

Наличие в штате ДОУ педагогических работников, имеющих основное образование или получивших дополнительное образование для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов:  Учитель-логопед,инструктор по физической культуре. Трое из семи педагогов учреждения прошли курсы повышения квалификации
«Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Инклюзия и интеграция».

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья : учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания, в том числе частично доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья :

Входные центральные двери оборудованы дверными звонками.

Согласно — СНиП 35-01-2001,
В здании один из  входов   приспособлен для инвалидов, состоит из:
• Входной площадки (перед дверью)
• Лестницы (наружной)
• Пандуса (наружного)
• Двери (входной)
• Пандуса  — наклонной поверхности для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках, пешеходов с детскими колясками и других категорий населения.

Согласно — СП 35-101-2001 4.15.

На первых и последних ступенях лестниц есть маркировка в виде ярко-желтой линии, для инвалидов с недостатками зрения.   Также на входные двери нанесены специальные знаки  в виде желтого круга, для слабовидящих и инвалидов.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья :

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно -коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом mdou4-troickoe.obrnan
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Доступа не имеется
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья —  отсутствуют.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии-  отсутствуют.

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся в том числе и обучающихся с ОВЗ

Освещение, проветривание помещений, учебное расписание и организация питьевого режима соответствуют требованиям СанПиН2.4.1.3049-13

В МАДОУ установлены: автоматическая пожарная сигнализация и видеонаблюдение.

Входные центральные двери оборудованы дверными звонками.

На входных дверях в помещения, в которых опасно или категорически запрещено нахождение МГН (бойлерной, трансформаторном узле и т.п.),  установлены запоры, исключающие свободное попадание внутрь помещения.

Медицинский блок состоит из нескольких помещений: кабинета врача, изолятора. Осуществляется оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение привинтивных мероприятий.
Организовано круглосуточное видеонаблюдение, территория по периметру имеет ограждение.
На этажах и в помещениях здания размещено достаточное количество огнетушителей для соблюдения пожарной безопасности детей.
Проводятся индивидуальные беседы с детьми и их родителями по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников. По профилактике несчастных случаев с воспитанниками во время их пребывания в образовательной организации проводятся беседы, досуги, беседы с родителями, родительские общесадовские и групповые собрания.
Для проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводятся влажные уборки помещений, проветривания, а также генеральные уборки помещений.
Ведется ежедневный мониторинг за состоянием здоровья обучающихся в зимнее и весеннее время.
Администрация ДОУ держит на контроле вопрос по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.